Новый год украинцы встретят по смете 2010‑го

Вместо хрустящих купюр и долгожданных планшетов с турпутевками многие обнаружат под елочкой конфеты

Из всех свалившихся на Украину в 2014 году проблем, вопрос о том, как встретить Новый год, конечно, не самый сложный и принципиальный. С другой стороны — абсолютно неизбежный. Украинцам не привыкать праздновать в условиях кризиса, но в этот раз к традиционным размышлениям, на чем бы сэкономить, прибавились и другие. В том числе — этического и политического свойства: какие торжества и затраты считать уместными, когда часть сограждан встретит Новый год в окопах, а часть — в руинах. «k:» выясняли, как украинцы собираются справляться с подготовкой к зимним праздникам, да и какими вообще могут и должны быть эти торжества в новых реалиях

По данным ежегодного исследования предновогодних потребительских настроений компании Deloitte, на подарки украинцы планируют потратить на 35% меньше прошлогоднего — в среднем по 1217 грн. Причем примерно 60% уйдет на презенты для взрослых, 37% — для детей и еще 3% — на пожертвования и благотворительность.

Подарочный дисбаланс

Интересно, что в списке самых желанных новогодних подарков для большинства украинцев в течение уже трех последних лет лидируют деньги. На втором месте в рейтинге того, что люди хотят обнаружить «под елочкой», — путешествия, на третьем — смартфоны.

За исключением обоюдного предпочтения наличных (по 55% независимо от пола), остальные позиции в топ­тройке ожидаемых презентов у мужчин и женщин отличаются. Представители сильного пола мечтают о смартфонах (42%) и лэптопах (38%), а женщины — о путешествиях (51%) и духах (43%).

Однако, похоже, Дед Мороз в очередной раз проигнорирует желания соотечественников. Как признаются многие респонденты, на Новый год они собираются дарить в основном сладости (38%) и косметику (37%). Презентовать конвертики с деньгами готовы не более 24%.

«Средняя стоимость подарка составит около 140 грн.», — уточняет руководитель группы по работе с предприятиями розничной торговли компании Deloitte Елена Шамрицкая. По данным исследователей, это вчетверо меньше среднеевропейского показателя (29 евро).

Судя по всему, девальвация гривни не помешает заработать продавцам бытовой техники и электроники, ожидающим от декабря прироста продаж в 1,5–1,8 раза. Как отмечает маркетинг‑директор сети Comfy Наталия Кошевая, средний чек в декабре должен составить 1700–1800 грн. (в декабре 2013 года на такие подарки в этой же сети покупатели тратили в среднем по 1400 грн.).

При этом среди подростков (12–18 лет) желанные электронные гаджеты в лучшем случае получит один из десяти. Вместо смартфонов и планшетов взрослые запланировали подарить им на новогодние праздники сладости, деньги и книги. Малышам в возрасте до 12 лет Дед Мороз положит под елочку книги, конструкторы и развивающие игрушки.

Сегодня на поведение потребителей очень сильно влияет ценовой фактор. Четверть украинцев избегают крупных покупок, треть — предпочитают рассчитываться бонусами либо выискивают распродажи, а более 40% шерстят Интернет в поисках лучших цен и информации о товарах. Причем именно Всемирная паутина является для украинцев ключевым каналом для совершения покупок высокотехнологичных товаров.

На покупательское поведение влияет и увеличивающаяся активность пользователей соцсетей. К примеру, в этом году украинцы примерно на 5% активнее давали советы в социальных сетях относительно приобретения подарков. При этом люди с доходами «средний плюс» чаще высказывали свое мнение относительно качества и характеристик товаров, тогда как потребители с доходом «средний» и «средний минус» в соцсетях предпочитали комментировать цены.

Отощавший бюджет

Больше всего — 1239 грн. — придется выложить украинцам на продукты для праздничного стола. Несмотря на то что в денежном выражении эта сумма по сравнению с прошлым годом сократилась почти на четверть, ее доля все равно составила рекордные 44%.

И то, чтобы вложиться в эти рамки, отечественным домохозяйствам придется серьезно подкорректировать праздничное меню. «Если к новогоднему столу приобрести любимые деликатесы вроде красной икры и красной рыбы, застолье обойдется как минимум вдвое дороже, чем год назад», — подсчитала руководитель аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.

По сравнению с другими странами и прошлыми годами в Украине величина новогоднего бюджета будет рекордно низкой, отмечено в исследовании предновогодних потребительских настроений компании Deloitte. Неуверенность в завтрашнем дне существенно повлияла на щедрость отечественных потребителей. Даже выемка значительного объема заначек из банков (срок депозитов у многих заканчивается в декабре) — еще не повод спустить их на закупки для новогоднего стола.

Ориентировочный праздничный бюджет украинцев составит всего 2817 гривен.

По подсчетам «k:», это почти на треть меньше, чем собирались потратить наши соотечественники на аналогичное торжество год назад (4155 грн.). Как отмечают исследователи, запланированная сумма скорее сопоставима с праздничным бюджетом пятилетней давности (в 2010 году он составлял 2970 грн.).

В предпраздничных настроениях украинцев просматриваются тенденции, схожие с кризисным 2009 годом: около 70% респондентов отмечают снижение своей покупательной способности. Только сейчас оптимистические надежды на будущее отсутствуют. Негативно оценивая общую экономическую ситуацию в стране, на ее улучшение в следующем году большинство даже не надеется. Именно пессимизм стал причиной того, что расходы на развлечения в новогодне­рождественские каникулы украинцы решили переполовинить, ограничив их расходным минимумом на уровне 367 грн. А при необходимости 77% украинцев готовы вообще сэкономить на этих праздниках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *