ГТС труба? Магистральные газопроводы могут стать грудой металлолома

В последнее время бытует мнение, что у системы магистральных газопроводов нет перспективы, если в 2019 году не будет продлен контракт между Нефтегазом Украины и Газпромом по транзиту российского газа через территорию Украины.

Какие же перспективы ждут газотранспортную систему нашей страны, и что нужно сделать, чтобы не зависеть от политических настроений северо-восточного соседа?

Газпром идет в обход

В 2016 году Газпром экспортировал в Европу рекордный объем газа – 178,3 млрд куб. м, что на 13% больше показателя предыдущего года. 46% российского газа в страны ЕС поставлено через территорию Украины, то есть меньше половины.

Для сравнения, в 2005 году через ГТС нашей страны в Европу поставлено 84% российского газа, в 2003 году этот показатель составлял 90%.

Россия уже более десяти лет реализует план по снижению роли Украины как ключевого транзитера российского газа в страны Евросоюза, и нет никаких оснований считать, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону.

Политика РФ такова, что Газпром даже себе в убыток постарается достроить газопроводы Северный поток-2 и Турецкий поток, если не споткнется о противодействие со стороны ЕС, и у него хватит денег на строительство.

Потому роль нашей страны в поставке российского газа в Европу будет постепенно снижаться, независимо от дальнейшего развития событий. Вопрос лишь в том, до какого предела будет продолжаться снижение.

Скорее всего, даже в худшем для Украины случае, минимальный уровень транзита российского газа через нашу ГТС составит 20-30 млрд куб. м в год.

Транзитные риски

Потеря статуса важного транзитера российского газа в 2020 году, если ничего не предпринимать уже сейчас, несет для Украины не только экономические и финансовые потери, но и снижает статус нашей страны как значимого экономического партнера ЕС.

Также транзит газа для Украины приносит стабильный экономический доход около 2 млрд долл. в год. Потеря этих денег приведет к снижению валютных поступлений в страну, и снова сделает убыточным Нефтегаз, который впервые за последние 5 лет отчитался о годовой прибыли в 26,5 млрд грн.

Фактически, положительный результат достигнут именно за счет доходов, полученных от транзита газа. Без транзита газотранспортная система автоматически становится убыточной, поскольку нужно обеспечивать расходы на ее обслуживание и поддержку в рабочем состоянии.

Прекращение транзита может усложнить импорт газа с территории Евросоюза. Поскольку часть закупаемого в Европе газа является российским, ограничение транзита может привести к изменению работающего сейчас механизма реверсных поставок газа из ЕС и росту стоимости газа для Украины.

В 2016 году Украина импортировала 11,8 млрд куб. м газа, а разработка и внедрение программы самообеспечения страны газом за счет внутренней добычи, пока остается лишь планом на будущее.

Снижение поставок газа в ЕС через Украину может оказать негативное влияние и на статус Украины как ценного партнера для Евросоюза. Пока газ в больших объемах идет в ЕС через нашу газотранспортную систему, Европа, поддерживая Украину, также защищает интересы своей энергобезопасности.

Если газ пойдет в обход Украины, то уровень заинтересованности ЕС в скорейшем урегулировании украино-российского конфликта может снизиться.

Что может предложить Украина?

Нашей стране уже давно пора приложить усилия для того, чтобы привлечь Евросоюз и европейские газовые компании в совместные проекты по использованию ГТС Украины. Лучший способ – постараться максимально задействовать возможности украинской газотранспортной системы в реализации общеевропейских и региональных проектов.

Получая непосредственную выгоду, ЕС будет заинтересован в обеспечении надежной и бесперебойной эксплуатации ГТС, и поддержании ее в рабочем состоянии.

Страны Центральной и Южной Европы более всего заинтересованы в получении газа по украинскому газопроводу, поскольку это самый короткий и экономически выгодный для них маршрут.

Предварительное соглашение между Нефтегазом Украины и европейскими газовыми компаниями Snam (Италия) и Eustream (Словакия) направлено на обеспечение стабильной и безопасной транспортировки газа через территорию Украины, эффективную и безопасную работу газотранспортной системы. Но пока это лишь намерения, и до окончательных договоренностей о сотрудничестве еще далеко.

По оценкам экспертов, для обеспечения рентабельной работы газотранспортной системы, необходимо прокачивать от 40 млрд куб м газа в год. Чтобы не зависеть от политической ситуации и отношений с Газпромом, Украина может предложить ЕС задействовать ГТС в региональных проектах поставки и хранения газа.

Например, создание газового хаба на базе украинских газовых хранилищ с объемом 32 млрд куб м. Наша страна может дать возможность европейским газовым операторам накапливать и хранить газ в хранилищах. Это выгодно и удобно для европейских покупателей российского газа, поскольку на маршруте его транспортировки нет других хранилищ такой мощности, как у нас.

Выглядит перспективным и участие Украины в проекте Eastring. Газопровод в перспективе позволит поставлять до 40 млрд куб м газа из стран Северо-Западной Европы на Балканы и наоборот. Для этого на территории Румынии нужно построить около 1250 км газопроводов.

ГТС Украины в рамках этого проекта может обеспечить прокачку до 25 млрд кубометров в обоих направлениях. Это намного более выгодно с экономической точки зрения, в сравнении со строительством нового газопровода.

Без транзита не обойдутся

По мнению руководителя консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, несмотря на кризис в украино-российских отношениях, именно благодаря сотрудничеству с Нефтегазом, Газпром смог экспортировать рекордный объем газа в Европу. Около 80% прироста обеспечены за счет увеличения транзита газа через Украину. Только украинская ГТС имеет возможность реагировать на краткосрочные изменения спроса европейских потребителей.

А вот Северный поток может обеспечить равномерные поставки без учета сезонных колебаний спроса. Увеличить поставки газа через Северный поток сейчас нет возможности, потому что нет инфраструктуры для приема дополнительных объемов газа в Европе. Проект по расширению пропускной мощности наземной части Северного потока не получил разрешение со стороны ЕС.

Та же ситуация и с пропускной возможностью газопроводов из Турции в страны Евросоюза.

Поэтому, в обозримом будущем без возможностей украинской газотранспортной системы Газпрому не обойтись, считает Михаил Корчемкин.

Сергей Савенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *