Новости

Тимошенко опять проиграла Порошенко

Разблокирование парламента снаружи и изнутри подтвердило неспособность Юлии Владимировны возглавить протестное движение

В принципе организаторами блокирования трибуны Верховной Рады стали две парламентские фракции: всеукраинского объединения «Батьківщина» и Радикальной партии Олега Ляшко. Но публично озвученные мотивы у них были разные. Фракция Ляшко, как уже рассказывали «k:», еще 24 июня выдвинула ультиматум с требованием принять постановление «О создании Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования нарушений законодательства Украины в виде отмывания средств, уклонения от уплаты налогов и коррупции с использованием оффшорных компаний высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства». Естественно, возглавить эту комиссию хочет сам Ляшко.

В то же время фракция «Батьківщини» и ее лидер Юлия Тимошенко избрали своим приоритетом тарифную тему. Как Ляшко хочет возглавить ВСК (временную следственную комиссию) по оффшорам, так Тимошенко хочет возглавить ВСК по тарифам. Конечно, Олег Валериевич и Юлия Владимировна вместе со своими фракциями и партиями помогают друг другу в достижении этих целей, но все-таки цели у них разные, да и главные мишени тоже: Ляшко с оффшорной темой бьет непосредственно по президенту Петру Порошенко, тогда как Тимошенко с темой тарифов бьет прежде всего по правительству и конкретно по премьеру Владимиру Гройсману.

Кстати, в президентской фракции БПП эту разницу четко видят и не ставят Ляшко и Тимошенко на одну доску. Ляшко воспринимается как «пропащий человек» и «отрезанный ломоть», с которым невозможно договориться. Другое дело Тимошенко. Неделю назад, вечером 1 июля, лидер фракции БПП Игорь Грынив заявил в эфире «5 канала», что «у Юлии Тимошенко есть шанс вернуться в коалицию, где она была до недавнего времени». Для Ляшко у Грынива аналогичных слов не нашлось.

Но у БПП есть и еще одна причина по-разному относиться к Ляшко и Тимошенко. Оффшорная тема, которую постоянно поднимает Ляшко, хороша для самопиара лидера «радикалов» и для дискредитации Порошенко, но неспособна подвигнуть народ на массовые акции протеста. Тем более что на оффшорных счетах, приписываемых Порошенко, не оказалось ни «похищенных миллиардов», ни даже «утаенных от налогообложения миллионов». В этом плане тема тарифов гораздо опаснее. Новое подорожание жилищно-коммунальных услуг воспринято украинцами очень болезненно. Правда, многие семьи могут рассчитывать на субсидии, но остается вопрос о справедливости новых тарифов и о том, кто от них выиграет — государство или олигархи, владеющие энергокомпаниями.

Акции протеста 5-6 июля под стенами парламента и правительства были своего рода пробой сил. И эта проба показала, что возможности Тимошенко поднять народ и конкретно киевлян на массовые выступления весьма ограничены. А роль «общественной опоры» выполняли профсоюзные функционеры. Такого уровня поддержки явно недостаточно не только для революции, но даже для того, чтобы добиться досрочных перевыборов парламента или хотя бы отставки правительства.

Протестующие не смогли решить и такую задачу-минимум, как добиться отмены повышения тарифов. Протестного запала митингующих профсоюзников хватило лишь на то, чтобы встретиться с Гройсманом и удовлетвориться его обещанием создать рабочую группу для анализа ценообразования на газ. Причем обещание Гройсмана было очень хитрым: «Я тоже считаю, что возможно провести основательную проверку тарифов и цен на газ. Но я хотел бы, чтобы мы это сделали с 2005 года. Что произошло в 5-м году, 6-м, 7-м, 8-м, 9-м, 10-м и по сей день. И это будет абсолютно справедливо, чтобы разобраться с этим вопросом». Те года, которые он перечислил, с 2005-го по 2010-й, это было как раз то время (период президентства Виктора Ющенко), на которое пришлось два премьерства Тимошенко.

Еще одним удачным ходом Гройсмана стало то, что он поднял вопрос о потерях госбюджета и государственных социальных программ из-за блокирования парламентской трибуны. В общей сложности он насчитал убытков на 78 млрд грн. Из них 38 млрд грн — это деньги, которые должен перечислить в госбюджет Национальный банк Украины, но для этого нужно решение Совета НБУ, а этот орган не мог заработать, пока парламент не избрал его членов по своей квоте, что было невозможно в условиях блокирования. Второе решение, которое должно быть принято парламентом, заявил Гройсман, это принятие законодательства, которое позволит направить в госбюджет $1,5 млрд, арестованные на так называемых «счетах Януковича». «Эти средства были украдены у украинских граждан. Очень простая есть просьба: примите, пожалуйста, необходимое законодательство, чтобы эти средства были немедленно направлены в государственный бюджет», — обратился премьер к депутатам в телеэфире (в своей вступительной речи на заседании правительства, которая транслировалась по ТВ).

Этот публичный троллинг депутатов-блокираторов, так же как и продемонстрированный конструктивный итог встречи с профсоюзниками, способствовал гашению протестного потенциала. А 7 июля свою часть работы сделал «Народный фронт», собственноручно разблокировав парламентскую трибуну. Имеются в виду и руки в буквальном смысле, например, депутата Андрея Тетерука (бывшего командира добровольческого батальона «Миротворец» в зоне АТО), и руководящие возможности, которыми воспользовался спикер Андрей Парубий для организации деблокирования. «Мы пришли, как обычно, в 8:30 на работу, но оказалось, что все двери закрыты», — пожаловался журналистам зампредседателя фракции «Батьківщини» Сергей Соболев.

Главным итогом работы парламента 7 июля стало принятие 258 голосами «за» постановления о назначении членов Совета НБУ. Теперь Гройсману осталось похвастаться поступлением в госбюджет 38 млрд грн благодаря разблокированию парламентской трибуны. Три закона приняты в интересах добровольцев и военнослужащих: о внесении изменений в статью 14 закона «О занятости населения» (дает дополнительные гарантии в содействии трудоустройству участников боевых действий, которые принимали непосредственное участие в АТО или обеспечении ее проведения); об амнистии в 2016 году (распространяется, в частности, на участников боевых действий и лиц, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, принимали непосредственное участие в АТО); о внесении изменений в некоторые законы Украины, касающихся Сил специальных операций (узаконивает их как отдельный род Вооруженных Сил Украины).

Но главным выигравшим все же следует признать президента. 7 июля в Киев прилетел госсекретарь США Джон Керри — и увидел, что Порошенко вполне контролирует ситуацию в Верховной Раде, да и в стране в целом (за исключением оккупированных территорий). А убедиться в этом было одной из целей визита американского гостя перед личной встречей Порошенко и президента США Барака Обамы на саммите НАТО в Варшаве.

ФОТО: PHL

 

Author

admin