Скинулись даже бабушки. Украинцы за свой счет латают дыры на дорогах

В Украине новая тенденция — люди своими силами ремонтируют дороги, не ожидая милости от властей. Более того, как показывает опыт, это обходится дешевле и получается качественнее, нежели у «Укравтодора». Правда, из-за реалий законодательства зачастую такая инициатива наказуема.

Скидываются бабушки и автомобилисты

Настоящей сенсацией стал ремонт улиц, сделанный в прошлом году в селе Великая Добронь в Закарпатье. Там асфальт, уложенный местными жителями, не только прекрасно перенес зиму, но в итоге оказался в несколько раз дешевле «казенного». Правда, половину денег дали венгерские спонсоры.

Окрыленные удачным опытом, люди своими силами хотят полностью привести в порядок все улицы в этом сезоне. «В прошлом году мы отремонтировали около 700 метров дороги шириной 4,5 метра. Квадратный метр обошелся в 130–150 грн, если с бордюром, и до 90 грн — без него. Насколько это дешевле, чем делает государство? Три года назад нам ремонтировали дорогу по 500 грн за квадрат, и сейчас асфальта там нет.

Мы же на асфальте не экономили (10 тоннами асфальта покрывали примерно 75 квадратов), ничего не воровали, укладывали слоем в 5 см, сделали тротуары и дренажные каналы. И дорога прекрасно выдержала зиму, хотя по ней ездят грузовики с камнем по 50 тонн. Уже когда мы в ноябре закончили работы, государственные дорожные службы принялись делать ямочный ремонт — так на тех улицах снова ямы», — рассказал депутат местного сельсовета Федор Надь.

Таких случаев по всей Украине десятки. Дороги своими силами ремонтируют в селах Одесской, Тернопольской, Черкасской, Киевской областей.

«У нас дорога зиму выдержала идеально, лучше, чем от дорожников. Правда, у нас был ямочный ремонт, на целое покрытие денег не хватало. Но я вижу, что сейчас много объединений территориальных громад, села сами делают целое покрытие», — говорит сельский голова с. Великий Ключив (Коломыйский район Ивано-Франковской обл.) Ярослав Мякущак. По его словам, ремонт дороги своими силами обошелся людям на 40% дешевле, чем если бы они обращались к «Укравтодору».

«Спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Люди понимали, что это будет для них же, так что скидывались и автомобилисты, и бабушки-пенсионерки. Мы собрали 110 тыс. грн, местные предприниматели продали нам по минимальной цене бетон, песок, щебень. На толоку пришли больше ста человек — свой труд еще больше удешевил смету. В этом году продолжим такие ремонты», — рассказал Ярослав Мякущак.

В селах и поселках говорят, что формула успеха у таких инициатив простая — достаточно группы местных депутатов или сельского актива, которые начнут собирать деньги. А дальше идет цепная реакция, как, например, произошло в Раздельнянском районе Одесской области, где в 2016 году люди своими силами отремонтировали полкилометра дороги при въезде в пгт Лиманское. Изначально у активистов было 12 тыс. грн, но увидев, что работы начались, к ним подключились десятки единомышленников — помогали деньгами и рабочими руками.

«Ведь в итоге все оказываются в плюсе. Автомобилистам дешевле скинуться на дорогу, чем ремонтировать разбитую ходовую. Да и таксисты с большей охотой едут к нам, зная, что не потеряют колесо», — добавляет Ярослав Мякущак.

Треть стоимости госдорог — откаты

Дорожный эксперт Сергей Вовк приводит и обратные случаи, когда людей за инициативу наказывали. «В Полтавской области был случай, когда ряд сельсоветов профинансировали строительство дороги между селами, и сразу к ним возникли вопросы со стороны прокуратуры по нецелевому использованию средств. Хотя это само по себе является нонсенсом», — говорит Сергей Вовк.

По его словам, такие истории — пока единичные случаи, но по ним можно сделать выводы о дорожной госполитике. «Люди просто устали ждать какой-то активности от «Укравтодора» и начинают сами реагировать на такие вещи. Единственным правильным выходом, чтобы в дальнейшем система работала более адекватно, является децентрализация бюджетов и контроля за дорогами. Трассы местного значения должны быть переданы местным администрациям. Но не менее важно, чтобы они получили не только ответственность, но и источники финансирования в виде определенных налогов или отчислений и субвенций из центрального бюджета», — считает Сергей Вовк.

Между тем эксперт говорит, что сравнивать стоимость народных дорог и от «Укравтодора» не совсем корректно: «Заочно сложно говорить о ценах и о качестве. Если людьми были допущены отклонения от технологии, их дорога может хорошо выглядеть спустя год, но прийти в негодность спустя несколько лет. Но в последнее время баланс качества работ «Укравтодора» оставляет желать лучшего и тут есть над чем работать».

Секрет про 40%

Эксперт-дорожник Роман Хмиль считает, что разница между стоимостью народных и государственных дорог вполне объяснима. «30–40% стоимости дороги «Укравтодора» — откаты, еще 30% составляют расходы на некачественные материалы или же эти средства попросту воруют, контроля качества у нас нет. Уже даже дошло до того, что работы по ремонту не выполняют, а деньги просто воруют, не открывая даже никаких дел», — объяснил Роман Хмиль.

Ярослав Маркин, Анастасия Кучкина

Leave a Reply