Новости

«Париж — Даккар» по-донбасски. Как война убила дороги Луганщины

В Луганской области водители зачастую выбирают не дорожное полотно (бывшее), а накатанную рядом грунтовку. Год от года ситуация усугубляется. Проблему понемногу латают, но для радикального решения есть серьезные препятствия.

Intro. «Париж — Даккар» по-донбасски

Театр начинается с вешалки, а регион – со въезда в область. Автомобильное сообщение с остальной Украиной у Луганщины происходит сейчас по двум основным маршрутам. Добраться до Северодонецка, нынешней «столицы» области, можно через Донецкую область (Славянск – Лиман – Кременная) либо через Харьковскую (Купянск – Сватово). Второй путь короче на 20 км, но ехать там дольше.

В Харьковской области идут большие ремонты дорог, выезд на Донецкую область сделали приличный (в том числе). «От Харькова до Славянска – меньше двух часов», – сообщал советник харьковского губернатора по PR Павел Федосенко еще в декабре 2017.

Дорога от Харькова до Купянска – тоже вполне вменяемая. Но то, что начинается дальше, – отличная прелюдия к дорогам Луганщины. На некоторых участках трассы Р07 дорожное покрытие практически полностью отсутствует, дорога больше напоминает не отрезок пути между двумя областными центрами европейского государства в ХХІ веке, а что-то из серии Париж – Даккар.

И если по пути в Северодонецк можно все же двинуться через Славянск, пощадив машину, то на север области (в Троицкое, Новопсков, Марковку) ехать через Донецкую область – крюк километров в 50-70. И все это – по дорогам Луганской области, которые в большинстве убитые насмерть.




Песок и щебень – за линией фронта

– Проблема не только в том, что с 2014 по 2017 год выделялось недостаточно денег на капитальный и текущий средний ремонт. До войны основные нагрузки в нашей области испытывали трассы М-03 (Харьков – Ростов-на-Дону), которая проходила через Красный Луч, и М-04, по которой ездили из Луганска в Донецк через Дебальцево. А теперь поток транспорта пошел по дорогам, которые строились в 1960-70 годы и совсем не были на рассчитаны на такое, – объясняет Юрий Бережной, начальник управления развития и содержания сети автодорог Луганской областной госадминистрации.

Юрий Бережной, начальник управления развития и содержания сети автодорог Луганской областной госадминистрации

По дороге на Луганщину то и дело встречаешь огромные зерновозы – аграрный север области производит зерно, подсолнечник и прочую сельхозпродукцию. Все это идет на «большую землю» в грузовиках. В обратном направлении почти все товары завозятся точно так же. Пропускная способность ж/д, которая доходит только до Лисичанска, низкая. И в любом случае от Лисичанска приходится все везти грузовиками.

Отсутствие ж/д сообщения большей части области с Украиной – колоссальная проблема для дорожников. Поскольку песок и щебень, необходимые для ремонта, сейчас приходится завозить из-за пределов области.

– Месторождения щебня остались на той территории, в ОРЛО: Ровеньки, Свердловск. Песчаные карьеры – тоже там (та же Георгиевка). Все это завозится теперь с материковой Украины. Самый дешевый вид транспорта – ж/д, а железная дорога доходит лишь до края области – Сватово, Кременная, Рубежное, Лисичанск. Все. Дальше по области все должно развозиться машинами, – говорит Юрий Бережной.

Отсутствие ж/д – проблема еще и потому, что грузовики по 40-60 тонн, которыми везут сыпучку для дорожных работ, убивают старые дороги.

Асфальт не довезти

Но самая большая сложность – это то, что по ту сторону линии разграничения остались самые новые и мощные асфальтобетонные заводы области. На подконтрольной правительству части Луганщины остались Облавтодоровские асфальтовые заводы – действуют 4 из них: в Старобельске, Белокуракино, Беловодске и Кременной. Законсервированными стоят заводы в Новоайдаре, Марковке, Новопскове, в Сватово завод разрушен во время взрывов на артиллерийских складах. Все они постройки 70-х годов прошлого века, что сказывается и на производительности, и на стоимости продукции.

Существуют частные заводы в Кременной, Северодонецке, есть надежда, что они примут участие в тендерах. Возможно, предложат свои услуги предприятия, у которых есть асфальтобетонные заводы в сопредельных Донецкой и Харьковской областях. Однако есть еще фактор расстояния: асфальт нужно довезти до места укладки, пока он не остыл. Либо же добавлять вещества, увеличивающие время до его укладки, но это существенно увеличивает стоимость работ.

Дороги переходят к области

В нынешнем году часть дорог, которые находились до сих пор на балансе Службы автомобильных дорог Украины, передается на баланс областной госадминистрации – в рамках децентрализации. Дороги бывают коммунальные, которые содержатся за счет местных бюджетов, и есть государственные. В ведение Луганской ОГА, а именно Управлению развития и содержания сети автодорог, переданы государственные дороги с индексами О и С – областного значения (соединяют областной центр с районами) и районного (между райцентрами и поселками). Это больше трети всей дорожной сети региона.

Управление создано в феврале 2018, дороги передавались до середины марта, перечень дорог, на которых будет проводиться ремонт, утвержден главой области Юрием Гарбузом, по словам начальника управления Юрия Бережного, 3 мая.

Согласно данным сайта госзакупок «Прозорро», на сегодня управлением заключено 4 договора на проектные работы (суммы от 195,7 до 198 тысяч гривен) и на капитальный ремонт 5,5 км дороги Грекивка – Голубивка – Новая Астрахань (1 млн 391 тыс. грн). 9-миллионный тендер на ремонт моста остался без победителя, поданная участниками документация признана несоответствующей требованиям.

По еще двум тендерам аукционы стартуют 21 и 28 августа. Это подряды на текущий средний ремонт двух участков дорог: 5,9 км объездной вокруг Кременной – по сути, въезд на Луганщину со стороны Славянска (42 млн 341 тыс. грн) – и 10,2 км убитой дороги Новая Астрахань – Боровеньки (74 млн 297 тыс. грн).

Через Новую Астрахань проходит самая короткая дорога с севера области к административному центру – Северодонецку. От Старобельска до Северодонецка – всего 58 км, но проехать их можно не меньше, чем за 1,5 часа, а автобусы идут и все 2. Скриншот

#ЧтоТамСлужбаАвтодорог?

Основной объем ремонтов и финансирования приходится на Службу автодорог в Луганской области.

В этом году, судя по сайту госзакупок «Прозорро», сумма на содержание дорог области увеличилась в несколько раз. В прошлом году договор на эксплуатационное содержание и текущий мелкий ремонт выделялось около 174 миллионов гривен, то в нынешнем – свыше 520 миллионов (из них подряд на 392 млн получил Луганский облавтодор, еще на 132 млн – ООО «Евро-Буд Компани»).

Правда, тендеры были объявлены без всякой конкретики – «эксплуатационное содержание» и точка. В отличие от других регионов, где четко указаны отрезки дорог, которые предстоит обслуживать подрядчику. Например, как это сделано в Николаевской области.

Открыты торги на 2 подряда по ремонту «дороги жизни» – Т-13-09, которая соединяет Станицу Луганскую и ее единственный пропускной пункт на оккупированную территорию в Луганской области с «большой землей» через Счастье. Общая протяженность дорог по этим подрядам на текущий средний ремонт – 10 км, общая ожидаемая стоимость – свыше 68 млн грн. Торги объявлены были 4 и 5 июня, аукционы стартуют 15 и 16 августа.

Работы на Н-26 идут полным ходом. Фото Службы автомобильных дорог в Луганской области

Предстоит тендер Н-26 Чугуев – Меловое, которая пересекает область по диагонали, через Старобельск (3 км, 39,432 млн), и мост на ней через р. Красная (20,254 млн). На этой трассе национально значения уже заканчиваются работы по трем заключенным в начале года договорам общей протяженностью 7 км и стоимостью 45,9 млн грн.

В июне с трудом нашелся подрядчик на капремонт путепровода над ж/д путями на трассе Н-32 Покровск – Бахмут – Михайловка за почти 19 млн грн. Торги по этому лоту дважды заканчивались без победителя в марте и апреле.

Радикального решения пока не видно

В целом, несмотря на то, что ремонтная активность на дорогах Луганской области увеличилась за последнее время, особого оптимизма ситуация не внушает. Перечисленные выше проблемы требуют радикальных решений.

А именно – строительства новых асфальтовых заводов, которые бы смогли обеспечить регион. И, в идеале, – тянуть железнодорожную ветку, которая бы соединила бы сиротливую ветку Белокуракино – Кондрашевская Новая (она одной стороной уходит в РФ, другой – на оккупированный Луганск) с всеукраинской сетью железных дорог.

Такая 45-километровая «железка» решила бы массу логистических проблем, вплоть до ж/д сообщения Киев – Станица Луганская. Но главное она позволила бы доставлять песок и гравий для дорожного строительства с меньшим ущербом для существующих дорог. О подобном строительстве говорили во время губернаторства на Луганщине Георгия Туки и даже подписывали меморандум о начале строительства с «Укрзализныцей». Но дело дальше бумаг так и не пошло.

Деньги в прифронтовой регион не торопится вкладывать ни частный бизнес, ни государство.

Александр Белокобыльский, опубликовано в издании  Реальная газета

Author

admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *