Диляра Мустафаева: с чего начать обучение детей финансовой грамотности?

Разумный подход к распределению денег — одно из основных условий финансового благополучия любого человека. Поэтому прививать детям основы финансовой грамотности необходимо с самого раннего возраста.

Уже начиная с 2 лет надо объяснять детям, что за еду, игрушки и развлечения нужно платить, а для этого родители должны ходить на работу и зарабатывать деньги.

Начиная с 3 лет, можно знакомить малыша с монетками и купюрами разного номинала и рассказывать, что на них можно купить. Полезно, например, брать ребенка с собой в продуктовый магазин и в процессе выбора продуктов озвучивать ему, что нужно для приготовления сегодняшнего обеда, сколько стоит каждый компонент и в какую общую сумму надо при этом уложиться.

Скорее всего, он не поймет всех деталей, но у него зафиксируется представление о том, что количество денег не бесконечно, и нужно думать о том, как их правильно распределить.

Как показывает практика, чтобы ребенок в будущем научился успешно управлять своими финансами, ему необходим позитивный пример родителей, разумно распределяющих семейный бюджет. Поэтому лет с 5, как только у ребенка появятся первые навыки счета, есть смысл привлекать его к планированию семейного бюджета. Ребенок должен понимать, что в распоряжении семьи ежемесячно имеется определенная сумма денег, часть из которой идет на обязательные расходы: оплату коммунальных услуг, покупку продуктов, необходимой одежды, лекарств и т.д., а часть можно потратить на игрушки и развлечения.
При этом, в пределах суммы, выделенной на игрушки, можно предлагать ребенку самостоятельно выбрать, что он хочет купить на эту сумму: одну дорогую игрушку или несколько подешевле.

Если ребенок просит купить вещь, стоимость которой превышает ежемесячный лимит на игрушки, надо честно ему объяснить, что придется подождать несколько месяцев, пока накопится необходимая сумма.

Можно вместе с малышом составить список желаемых игрушек и просчитать, сколько месяцев понадобится откладывать деньги, чтобы купить каждую из них. Такая практика позволяет не только приучить ребенка к планированию, но и устанавливает между родителями и детьми доверительные отношения. Ребенок чувствует себя полноправным участником процесса планирования бюджета, поэтому даже если родители не могут себе позволить удовлетворить все его желания, у него не возникает мыслей о том, что они его недостаточно любят или жалеют на него денег.

Практике обращения с деньгами также может научить копилка. Можно отдавать ребенку мелкие монеты, оставшиеся от похода по магазинам, поручить ему пересчитывать их и складывать в копилку. Эта копилка может выступать в качестве дополнительного «фонда», помогающего собрать деньги на какие-то желания ребенка.

Со школьного возраста необходимо регулярно, в определенные дни, выдавать ребенку карманные деньги. При этом надо договориться с ним, что сумма выдается ему на определенный период (например, на неделю), и его задача — распределить расходы таким образом, чтобы этой суммы хватило на весь срок. Можно примерно оговорить, на что он может ее потратить, а какие расходы — под запретом, но все равно надо оставить ребенку определенную свободу действий, чтобы он чувствовал самостоятельность и доверие со стороны родителей.

Время от времени можно обсуждать с ребенком, на что он потратил эти деньги, советовать ему, как использовать их более рационально (особенно в случае, если денег не хватило на весь период). Но ребенок должен четко понимать, что в случае, если деньги кончатся раньше срока, следующую сумму он получит только в заранее запланированный день.

Так он быстрее осознает последствия необдуманной траты и начнет более ответственно относиться к планированию расходов.

Если в семье практикуется часть заработанных денег откладывать «на будущее», это послужит ребенку прекрасным примером заботы о завтрашнем дне. Можно предложить ему ввести аналогичный принцип и для его карманных денег. Например, 20% из выданной ему суммы он откладывает на какие-то заранее запланированные им крупные расходы: поездку на экскурсию или посещение развлекательного центра, аквапарка и т.д.

Сейчас все больше людей начитают пользоваться безналичными расчетами, расплачиваясь за покупку товаров и услуг пластиковыми карточками.

Чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что все это дается бесплатно, надо объяснить принцип таких расчетов, рассказав ему доступными словами о работе банков, которые хранят заработанные родителями деньги и сами пересылают их продавцам, когда родители проводят пластиковой карточкой по специальному устройству.

Можно сказать и о том, что иногда банки могут дать деньги взаймы, но возвращать потом придется больше, чем взял, поэтому такими услугами надо пользоваться очень осторожно.

Также для развития у детей навыков управления финансовыми средствами, можно всей семьей играть в различные тематические игры: «Монополия», «Менеджер», «Денежный поток» и другие. Такой совместный досуг не только поможет дать детям базовые знания в финансовой сфере, но и будет способствовать поддержанию хорошего микроклимата в семье.

Диляра Мустафаева, Директор аналитического департамента центра экономических исследований и прогнозирования “Финансовый пульс”

Leave a Reply